Therion Sitra Ahra
До сих пор немного странно, что предыдущий студийный альбом Therion «Gothic Kabbalah», музыкально насыщенный, мощный, яркий, оставил «чувство глубокого неудовлетворения» как у фэнов группы, так и самого автора, лидера Therion Кристофера Йонссона. Красноречивее всего о причинах говорит авторство композиций: в той же «Каббале» Йонссон сочинил лишь несколько вещей, предоставив творить товарищам по команде. Получилось хорошо, даже очень хорошо, и Кристофер смотрел на всё это с удовольствием, пока наконец в голове у него не «щелкнуло»: «А при чём здесь я?» И вот старый коллектив разогнан, годами наработанные творческие связи разрушены, зато лидер может с нуля построить группу заново такой, как ему хочется.
Фэны при этом, разумеется, возмечтали о том, что хочется сейчас Йонссону возвращения к звучанию эпохального альбома «Theli». И да, и нет. Кажется, Кристоферу наскучила «прогрессивность» в смысле многослойности, полифонии, сложных ритмов. На «Sitra Ahra» он возвращается к линейности, чередованию разностилевых фрагментов, а не их «скрещивании» в рамках одной вещи. При этом «Theli» был диском, подчиненным единому замыслу, единой стилистике, вдобавок абсолютно серьезным в своей «нео-магичности»; новый же альбом отличает пестрота, гротескность, сознательная игра на «принижение». Словно Йонссон из григорианского хора сбежал на пеструю средневековую ярмарку, с ее шутами и арлекинами, веселыми и жестокими народными развлечениями. И шоу кроится суровыми нитками из всего, что под руку попалось – яркого, блестящего, разного…
По-карикатурному козлиные хэви-метал-вопли, бесстыдная цитата из «Фантома оперы», какие-то водевильные куплетики, «семидесятнический» хаммонд-орган… Умением сочетать несочетаемое можно было бы восторгаться – но создается ощущение, будто вместо Гудвина-Великого-И-Ужасного мы вдруг увидели за кулисами какого-то фокусника в полосатых штанах. И ладно мы понемногу отходим от прямолинейного восприятия – музыкант поёт о важном, маг колдует, клоун смешит, фея дарит фенечки. В наши дни рядовой клоун из «Макдональдса» заколдует так, что очнешься бодрым, аккуратно побритым, в костюме и галстуке.
Так что йонссоновская буффонада лишь выгодно оттеняет сочиняемые его стихотворным партнером Томасом Карлссоном оккультно-философские стихи. Другое дело, что в погоне за свежестью Кристофер отказался от прекрасной творческой команды, а пока новые музыканты вольются в процесс, пройдет немалое время. «Sitra Ahra» записан в этот переходный период, «сырым» коллективом, и уже сейчас, в концертном исполнении, его вещи ощутимо выигрывают по сравнению со студийными версиями. Не хватает Кристофера и на сочинение хитов уровня «To Mega Therion» – с другой стороны, подобные прорывы случаются лишь однажды, а жить как-то надо и сейчас. И не хочется опять отдавать сочинительство на откуп «варягам»-многостаночникам вроде Матса Левена. Как разрешит Йонссон эти проблемы, узнаем к следующему альбому…
|