Паруслов Заполнить верфь
Журнал «Паруслов» имеет вид толстенькой маленькой книжечки на скрепках, «половинного» формата (А5), 120 страниц, черно-белая печать и двухцветная обложка. Выходит «Паруслов» уже без малого десять лет, примерно по одному-два выпуска в год. Распространяется, как правило, из рук в руки, среди друзей и на концертах сообщества «Даждь», а также в книжном магазине «Гиперион». Вся графика рисованная, ручной работы – иллюстрации к статьям и портреты персонажей интервью. Скупая, но изящная верстка. Очень достойный уровень текстов – чувствуется, что их писали образованные люди с хорошим чувством языка.
К внутренней обложке прикреплена CDR-ка – аудиоприложение с «живыми» треками артистов – участников движения «Даждь», деятельности которого и посвящена заметная часть издания. Но не стоит думать, что «Паруслов» – эдакий боевой листок данной группы артистов. Темы издания гораздо шире.
Но сперва о «Дажде» – тем более что как раз в 17-м выпуске и рассказывается, подробно и с душой, как возникало это сообщество, кто с кем познакомился и в каких сережках приходил на его первые концерты… В центре движения находится московский гитарист и певец Дмитрий Студеный, а «Даждь» – название его прошлой группы. А его жена Аня Студеная, редактор «Паруслова» – бессменная помощница в организации всех «даждевских» мероприятий. Стоит прямым текстом сказать, что объединяющим фактором в этом сообществе, где можно услышать и бардов, и бард-рокеров, и исполнителей романсов, и фолк-певиц, стало христианство. Кого-то это отпугнет, кого-то заинтересует – и хорошо. За долгие годы работы сообщество стало своего рода копилкой, инструментом активного поиска и местом становления талантливых артистов; в его акциях принимали и продолжают принимать участие Алексей Вдовин, Юлия Теуникова, Илья Прозоров («Небослов»), Оксо («Оксо и Эспанцы») и многие другие.
Возвращаясь к журналу. «Паруслов» – это гораздо большее, нежели обычное «цеховое» издание с новостями из жизни «своих» артистов. Это журнал даже не столько музыкальный, сколько показывающей определенный взгляд, точку зрения, даже точку опоры, если угодно. Не найдете вы в нём и прямых проповедей – зато много историй из жизни, и необязательно жизней музыкантов. Так, материал, который мне по первому прочтению показался достаточно периферийным – об энтузиастах, которые создают на Соловках музей мореплавания, дал номеру фразу-девиз, которая написана на обложке. (Такой девиз, он же тема номера, есть у каждого из выпусков. Например, предыдущий назывался «Долгожданное детство», а лейтмотивом была тема «родители и дети»). На сей раз девиз звучит хитро: «Заполнить верфь». Герой материала показывает журналисту один из залов музея, где ведется строительство настоящей яхты, какие плавали во времена Петра Великого. Работа идет, при этом зал открыт для посетителей, и музейщик размышляет – надо чем-то заполнить верфь, когда корабль будет спущен на воду. Нельзя, чтобы музей был просто музеем. А «заполнить верфь» значит – найти свое дело, или выбрать свое дело, и заниматься им. Таких людей дела много в журнале. Это и бывший арт-директор клуба «Форпост» Алексей Яковлев (интервью с ним – настоящий гвоздь номера), и Нина Кибрик, которая рассказывала о клубе «АртЭрия», еще не зная о его близком закрытии…
В материале про тот же «Форпост» Яковлев делится воспоминаниями и о зарождении, и о печальном конце клуба, который до сих пор вспоминают добрыми словами (и я в том числе). Интересный рассказ человека, который не только тащил на себе это огромное дело, но и нашел в себе силы в какой-то момент сказать: всё, это больше не работает. Оказывается, «Форпост» уничтожили не столько злые чиновники и пресловутый «мир чистогана», сколько мы, сами слушатели, которые в какой-то момент стали выбирать не концерт как восприятие, а концерт как развлечение. Потому-то теперь в Москве без счета кабаков с музыкой, а небольших концертных площадок, считай, что и нет совсем. Читая этот материал, в конце понимаешь одно – ничто хорошее, ничто по-настоящему живое не может продолжаться бесконечно. Но ничто живое и не исчезает навсегда, давая всходы в других делах, проектах, людях…
|